Всеволод Баширов (sevabashirov) wrote,
Всеволод Баширов
sevabashirov

Categories:

Некоторые мысли насчет развития Московского метрополитена



Для жителей и гостей Москвы метрополитен - это "наше всё". Можно представить российскую столицу без троллейбуса, без трамвая, даже без городских электричек - с натяжкой, но можно, но без метро - никак. Именно благодаря ему Москва, даже погрязая в вечных пробках, чувствует себя - и фактически остается - единым организмом. По крайней мере без большей части прирезанных в 2012 Нью-Васюков, да эксклавного Зеленограда.

Но при этом система московского метро, конечно же, не идеальна. Совсем. В чем же основная проблема? (Здесь я не веду речь ни о подвижных составах, ни о бюджетах, ни о московских властях и лоббистах, хоть и всё это даже важнее - только о географической стороне вопроса). И ответ - не "люди": вопрос демографической перегрузки, перенаселенности - это совсем другая история, с кондачка не решаемая, так что запишем многомиллионный суммарный пассажиропоток в неизменяемые условия задачи. На мой взгляд, эту главную проблему можно сформулировать двумя словами - недостаточная связность. Топологическая структура, образуемая линиями и пересадочными узлами, имеет существенные бреши, из-за которых возникают внушительные "перепробеги", трата лишних пассажиро-минут, которые в теории можно было не тратить, и одновременно с этим - "бутылочные горлышки", сверхперегруженные станции и пересадки, дополнительно увеличивающие среднее время в пути.

Причиной этого можно назвать постоянно меняющиеся планы, корректируемые чуть ли не ежегодно в угоду конъюнктуре - тут начнем строить побыстрее, а тут забросим, и так пока сойдет. Как итог - куча "костылей", например, ответвление в Москву-Сити, благодаря которому Филевскую ветку можно официально называть веткой: мало того что с короткими платформами (как и на втором, наземном ходу ФЛ на запад), так еще и с рекордным уклоном, рекордно малым радиусом кривой, и в довершение с рекордно коротким перегоном Выставочная-Международная. Надо отметить, что вся ФЛ в принципе славится своей уникальностью, и вообще латаная-перелатаная за долгие годы своего существования - сначала была рукавом одной линии, потом частью другой, потом ее закрыли, вновь открыли, достроили ветку, отцепили кусок в пользу соседней линии... Ну а узел в Сити (см. картинку в начале поста) - совсем уж кошмарный сон Мёбиуса с Клейном: ответвление от будущего кольца упирается в середину ответвления от многострадальной линии, оттуда же отходит радиус, который неизвестно когда объединится с другим в диаметр (кстати, нумерация сходящихся там линий - 4А, 8А и 11А, других "ашек" в Москве пока нет). Рядом еще станция МЦК, станция МЦД и в перспективе - еще одного МЦД, причем все эти линии несколько километров идут параллельно друг другу.

Сеть линий московского скоростного транспорта, во многом дублируя сложившуюся за века городскую планировку, состоит преимущественно из колец и диаметров. И никуда от этого не деться в ближне- и среднесрочной перспективах. За последнее десятилетие к паутине метро добавилась (и активно развивается) еще одна - городских электричек (МЦК и МЦД), что категорически приветствую. Тут, как ни крути, Москва реально похорошела. Суммарно к концу десятилетия будет три кольца, два из которых - МЦК и БКЛ - образуют не вполне симметричную "восьмерку", но совместно хорошо покрывающую весь овал внутриМКАДья.

Типичный оптимальный путь от произвольно выбранной станции до другой, если они не связаны напрямик, должен либо включать в себя одну пересадку между диаметрами, когда части маршрута образуют условно тупой угол (пункт А и пункт Б находятся примерно на противоположных сторонах света от центра города), либо же включать участок кольца, позволяющий срезать острый угол и не заезжать в центр. Из этого можно сделать вывод о "трех китах", на которых держится необходимая комплексная оптимизация сети метро:

1) Между любой парой диаметров, трассы которых пересекаются на карте, должна быть возможность прямой пересадки в месте пересечения. Сейчас имеется два места, где это условие нарушается и - поверьте опыту - оказывает огромное негативное влияние на пассажиропотоки: отсутствие пересадки с АПЛ на узел Китай-Город (ТКЛ + КРЛ) и с СТЛ на узел Третьяковская (КРЛ + КСЛ). Все это время существовали планы по устранению этих недостатков встраиванием новых пересадочных станций на АПЛ и КРЛ, что называется, без отрыва от производства, то есть без прекращения движения по линии - как в свое время встроили Горьковскую, ныне Тверскую. Но с каждым годом (и ростом нагрузки на центральные участки диаметров) вероятность реализации этих планов стремится к нулю. В качестве альтернативы можно предложить пересадки Площадь Революции - Китай-Город и Полянка - Третьяковская. Поскольку они сверхдлинные по меркам метро - порядка 700 м, хотя между метро и МЦК зачастую еще больше - стоит задуматься о траволаторах (горизонтальных эскалаторах), как на Спортивной в Петербурге. Ну или на худой конец наземную пересадку с обеспечением возможности не тратить при этом лишнюю поездку из-за выхода наружу.

2) То же самое - наличие пересадки при пересечении линий "в плане" - должно быть и между диаметрами и кольцами. В случае с (малой) Кольцевой линией метро это условие сейчас нарушено на северном радиусе ЛДЛ и впоследствии будет нарушено на западе, когда будет в каком-то виде достраиваться Солнцевский радиус. И вновь альтернативой дорогостоящему встраиванию новых станций могут стать длинные пересадки Достоевская - Новослободская и планируемая Дорогомиловская - Киевская. На БКЛ таких ситуаций нет, по крайней мере по планам, а вот на МЦК - предостаточно. Однако в районе МЦК метрорадиусы имеют уже мелкое заложение, что уменьшает сложность достройки дополнительных станций. Надо рассматривать каждый случай отдельно.

3) Ну и конечно же, все свободные радиусы необходимо попарно объединить в диаметры. На данный момент есть четыре "висящих" радиуса - Филевский, Калининский, Солнцевский и Некрасовский, уже строится Троицкий и положено начало Рублевскому (тот самый отросток БКЛ до Делового центра). Бирюлевский пока только в планах - пусть в них и остается. Всего 6 радиусов, в том числе два на востоке, три на западе и один на юге. Вариантов соединения множество; попутно можно решить и другие локальные проблемы, достраивая альтернативные маршруты из самых загруженных узлов - допустим, провести Некрасовский радиус от Нижегородской до Комсомольской (площадь "трех с половиной" вокзалов), откуда через Сухаревскую, Цветной Бульвар, Маяковскую и Краснопресненскую он выйдет на Сити.

Вместе с этим неплохо бы разомкнуть вилки - в случае с БКЛ так и планируется (Рублевский радиус), а вот с Филевской линией легче всего поступить так: ход от Александровского Сада до Международной с 6-вагонными составами остается обособленной мини-линией (как Бутовская), на наземном куске Кунцевская - Студенческая удлиняются платформы для полноценных 8-вагонных составов, и после Студенческой линия уходит под землю в сторону Парка Культуры с дальнейшим выходом либо на Калининский, либо на Троицкий радиус. Жители юго-восточных (привет) и северо-восточных пригородов Москвы хорошо понимают, чем чревато вилочное движение :-/

Итого имеем 10 диаметров, 2 кольца и 2 локальных коротких линии метро; 5 диаметров и 1 кольцо городской электрички, а также монорельс и канатку на Воробьевых горах на сдачу. Не могу тут не упомянуть свой пост про необходимую гармонизацию названий, дабы не запутаться во всей этой схеме. Раз уж повезло иметь легко воспринимаемую и запоминаемую схему, в отличие от того же Лондона или тем более Токио, глупо не сделать несколько шагов по доведению ее до псевдо-совершенства.

Это были, скажем так, общие тезисы (тут и апрель, кстати, на дворе), детали же требуют обсуждения. Интересующимся еще посоветую форум "Наш транспорт" - не состою там, но регулярно читаю.

Пост может быть интересен как метрофанатам, так и всем читателям, так или иначе связанным с Москвой, особенно
[Spoiler (click to open)]acer120, dima1989, estrella_de_sur, idemidov, kv_fenix, mind_stream, reissig, spjasshka и т.д.

Tags: Москва, метро, рацпредложение, транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “метро” Tag

promo sevabashirov march 5, 2014 19:02 13
Buy for 10 tokens
Таки да. Промо-блок работает, стартовая сумма за размещение - 10 жжж, ниже некуда. Размещать можно любые посты. То есть абсолютно.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

Posts from This Journal “метро” Tag