Всеволод Баширов (sevabashirov) wrote,
Всеволод Баширов
sevabashirov

Categories:

Об оптимальных транспортных планировках

У незабвенного Я.И. Перельмана в "Занимательной алгебре" были две сходные задачи (1, 2) - определить точку примыкания дороги к главной магистрали, в которой минимизируются суммарные затраты (временные или денежные) на преодоление всего пути.



В общем случае косинус угла примыкания дороги равен соотношению удельных затрат на километр пути между главной магистралью и ней. В частности, при двухкратной разнице угол составляет 60°; чем больше разница, тем этот угол ближе к прямому. В связи с этим возникают некоторые соображения по транспортному планированию.

Во-первых, конечно, вспоминается теория центральных мест Кристаллера и его решетки - а именно второй из трех типов, описывающий оптимальную конфигурацию транспортных связей (k = 4, то есть суммарное количество центров с каждым новым уровнем увеличивается в 4 раза):



Центры в этой конфигурации фактически образуют не шестиугольную, а двойственную ей треугольную решетку. И если у нас есть, допустим, железнодорожная линия, станции на которой размещены, само собой, равномерно (мы же рассматриваем идеальный случай), треугольная сетка подвоза к ним - узлами становятся остановки наземного транспорта - соответствует соотношению скоростей 1:2, то есть средняя путевая скорость (с учетом остановок) на "вторичном" виде транспорта в оптимальном случае оказывается в 2 раза меньше, чем на "первичном" (и это соотношение может экстраполироваться на соседние уровни).



Однако более привычная и популярная планировка - прямоугольная (в идеале квадратная). Она соответствует случаю, когда скорости передвижения находятся в соотношении 1:sqrt(2) = 1:1,41... В этом случае два пучка шоссе расходятся от главной магистрали под углами по 45° в обе стороны (пересекаясь между собой под прямыми углами). И как раз примерно такую пропорцию мы можем наблюдать между разрешенными максимальными скоростями при передвижении по городским улицам и шоссе!

Наконец, магистрали пригородной зоны асимметричны - транспортный поток в одну из сторон (между пригородом и городом-ядром) в разы больше, чем в противоположную. В связи с этим для дачных поселков допустимо иметь упрощенную планировку из одного пучка параллельных дорог, образующего с главной магистралью "елочку", указывающую вершиной на город-ядро. Поскольку вторичным транспортом в этом случае чаще всего является пешеходный, разница скоростей существенно возрастает (порядка 1:5 - 1:10), и угол примыкания составляет 75-85°. И это - видимо, интуитивно - было использовано при планировке подмосковного поселка Ильинский (в Быково и Удельной использован прямой угол с ж/д, который, хоть и проще реализуем, не оптимален):



Тема может быть интересна doncunita2, harding1989, reissig и другим.

Tags: геометрия, транспорт, урбанина
Subscribe

Posts from This Journal “транспорт” Tag

promo sevabashirov march 5, 2014 19:02 13
Buy for 10 tokens
Таки да. Промо-блок работает, стартовая сумма за размещение - 10 жжж, ниже некуда. Размещать можно любые посты. То есть абсолютно.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments