Беларусь хороша своей географической - в том числе демографической - однородностью. Не идеальной, конечно, но концентрирующей в себе ключевые особенности других соседних более крупных стран - так называемое "стягивание демографического пространства", урбанизация с неизбежным перетягиванием населения с периферии в ограниченное количество узловых городов / агломераций. Прежде чем приступать к проектам административно-территориального деления (АТД) крайне разнородной (с точки зрения географии) России или даже Украины, Беларусь отлично подходит для "тренировки на кошках", обкатки основных принципов.
Проектов нового АТД Беларуси в Интернете находится довольно много, с десяток, еще и с вариациями. О них дальше. А сначала, по традиции - на что мы можем опираться? В порядке важности:
1) Само собой, система расселения - размещение городов и опорный каркас из транспортных связей;
2) Актуальное АТД и его предыстория, в том числе исторические изменения границ;
3) Социокультурно-этнорелигиозно-электораль
4) Прочее: например, физико-географические районы, речные бассейны, диалекты белорусского языка, например, или границы знаменитой "Вейшнории" - вымышленного государства, имеющего под собой тем не менее вполне осязаемые причины именно такой делимитации.




Ну и объективная реальность - основные элементы системы расселения, агломерации Беларуси, роль которых со временем только возрастает (по крайней мере, роль их ядер - урбан-ареалов, зон слитной застройки; полноценная агломерация пока формируется только у Минска):

Как уже отметил ранее, довольно четко выделяется группа из 17 городов с населением более 80 тысяч человек, образующих более чем 150-тысячные зоны влияния: Минск, Гомель, Могилев, Витебск, Гродно, Брест, Бобруйск, Полоцк, Барановичи, Борисов, Пинск, Орша, Мозырь, Солигорск, Лида, Молодечно, Жлобин. О необходимости закрепить особый статус именно этих городов уже говорится прямым текстом в официозе. Одно лишь уточнение: в список следует включать Жлобин, на данный момент немного не добравший в административных границах до 80 тысяч (но есть слитные с ним пригороды), и при этом считать Полоцк и Новополоцк единым целым.
Присмотревшись к различным - как любительским, так и не очень - проектам АТД Беларуси за последние 20 лет, мы видим, что общий набор центров и количество регионов колеблется в пределах 13-21, в целом как раз вокруг узлов расселения:



В чем общий минус большинства проектов? Как обычно, в "реакционизме" - нахождения строго в рамках существующих районов, которые просто перегруппируются. В то время как сетка АТЕ-2 (районов) идет в разрез с реальностью относительно даже хуже, чем АТЕ-1 (областей). Кстати, проект от Министерства экономики (последняя карта) вообще остается в границах областей, по украинскому сценарию. Особенно шизофренично в районе Сморгонского северо-восточного аппендикса Гродненской области, по всем статьям тяготеющему к Молодечно. Нелепо выглядит и стремление вернуться к границам воеводств времен ВКЛ, оставаясь при этом в позднесоветской районной сетке. И еще почему-то хором недолюбливают Солигорск, предпочитая ему гораздо меньший, хоть и древний, соседний Слуцк, хотя Солигорск довольно-таки уникален: единственный в Беларуси город с плотностью населения более 10 тыс. чел. на км² и одновременно город с самым большим подушевым доходом (Минск в обоих случаях на втором месте).
В общем, Штирлиц раскинул мозгами (с) и понял, что:
1) Минская агломерация самодостаточна в своих границах, отраженных на карте агломераций выше (по критериям "демогравитации"). Да, немного растянута на юго-восток, но помним, что
2) Обособление в отдельную когорту 5 нынешних областных центров ничем серьезным не оправдано - нет потребности ограничивать их рост и разукрупнять в пользу субурбии так, как это необходимо в столице;
3) Не стоит выделять и широкие "медвежьи углы" с мелкими городами-узлами (Кричев, Глубокое, Житковичи) - возможные 100-тысячные регионы будут совсем нежизнеспособными на фоне мощных соседей, как Курганская область с Западной Виргинией.
В итоге разбил территорию всей страны за пределами "Очень Большого Минска" на 16 регионов, стараясь максимально выровнять их и по площади (разброс - от 9,5 до 18 тысяч км², самые крупные - за счет распределения тех самых медвежьих углов), и по населению (минимальный порог - 3% от населения страны, или 50% от среднего размера региона - 270-280 тысяч). При этом - что важно - не пересекая границы агломераций и оставляя максимально возможную транспортную связность.
Пользуясь оставшимися степенями свободы, загнал основную часть оппозиционно-католико-польско-литовской "Вейшнории" в три региона (притянув Браславщину к Молодечно, а не к Полоцку). Да и другие макрорегионы, например, Полесье из 4 южных регионов, выглядят вполне чинно и благообразно.
Приблизительные (черновые, требующие дальнейшего обсуждения) границы получившихся 17 регионов приведены на карте.

И таблица данных - площадь и население полученных регионов:
Центр региона |
Население (2009), тыс. |
Население (2020), тыс. |
Площадь, тыс. км² |
Барановичи | 520 | 480 | 13,5 |
Бобруйск | 360 | 340 | 9,5 |
Борисов | 360 | 340 | 11,5 |
Брест | 650 | 660 | 11,5 |
Витебск | 490 | 480 | 10,5 |
Гомель | 760 | 760 | 11 |
Гродно | 580 | 570 | 10 |
Жлобин | 320 | 290 | 9,5 |
Лида | 320 | 290 | 11 |
Могилев | 670 | 630 | 18 |
Мозырь | 350 | 320 | 18 |
Молодечно | 380 | 360 | 14,5 |
Орша | 350 | 300 | 10 |
Пинск | 430 | 390 | 13,5 |
Полоцк | 370 | 330 | 14,5 |
Солигорск | 330 | 310 | 9,5 |
МИНСК | 2260 | 2560 | 9,5 |
А что на втором уровне? Муниципалитеты (поселения), площадью ориентировочно в 1000 км² - целостные с точки зрения инфраструктурных связей области, в которых до центров не более 20 (а лучше 15) км - добраться туда и обратно в течение дня можно даже пешком, и уж тем более транспортом. Эти поселения-ячейки привязываются к границам крупных урбан-ареалов (городов с предместьями), мелких агломераций или агломераций второго порядка в составе более крупных. Например, вот ориентировочный план 13 поселений Брестского региона (центры слева направо и сверху вниз - Высокое, Каменец, Шерешево, Пружаны, Береза, Белоозерск; Брест, Жабинка, Кобрин, Антополь; Домачево, Малорита, Дивин):

Напоследок отмечу, что одновременно с реформой АТД логично разобраться и в остальном бардаке: во-первых, устранить несоответствие реальных границ городской застройки официальным, включив в территорию городского муниципалитета урбан-ареалы целиком (при этом Новополоцк присоединяется к Полоцку, образуя 8-й по населению город страны, Барань присоединяется к Орше, Красносельский - к Росси и т.д., границы крупнейших городов вообще можно привязать к имеющимся кольцевым дорогам-объездам). Далее - четко разграничить статус города / городского поселка / сельского населенного пункта, и в дальнейшем придерживаться установленного критерия.
Ну и вернуть исторические названия нескольким городам и поселкам вместо идеологизированных, благо в Беларуси таких случаев довольно мало: Дзержинск - Койданов, Кировск - Старцы/Кочеричи, Червень - Игумен, Октябрьский - Рудобелка (Рудобельск?), Иваново - Янов (странная вообще борьба с полонизмами - Янов не устроил, а Гродно, Брест и Новогрудок - это пожалуйста), Дятлово - Здетел(ь), хотя последний случай пограничный с чисто фонетическими трансформациями, так что может и не надо. Два названия пострадали из-за своей якобы неблагозвучности: Дрисса стала Верхнедвинском (так себе Верхне-), Пропойск - Славгородом. Мотив, по которому Шатилки/Шатиловичи были переименованы в Светлогорск, вообще не понял.
___
[Зазывалка]
Journal information