Вначале отмечу, что идея того, что будет ниже, возникла еще в 2017 году в процессе обсуждения данных о пассажиропотоках аэропортов бывшего СССР у
Год назад я опубликовал - видимо первую в истории, доказательства обратного не найдены - карту крупнейших аэропортов России и ближнего зарубежья по пассажиропотоку за 2017 год, которая обрела определенный успех в Сети и даже обросла "кавер-версиями". Надеялся выпустить в этом году обновление по данным за 2018, но Росавиация устроила подлянку:
Как сообщили ATO.ru в Росавиации, регулятор не занимается сбором данных, а получает их от Транспортной клиринговой палаты (ТКП). В предыдущие годы аэропорты жаловались на публикацию данных по пассажиропотоку без разрешения, в связи с чем было принято решение согласовывать публикацию производственных показателей со стороны ТКП. Следовательно, данные публикуются только по тем аэропортам, которые ответили положительно. Если ответа не было либо ответ был отрицательный, данные не публикуются.
То есть в то время, когда космические корабли
Ниже приведены данные о населении 129 зон часовой транспортной доступности аэропортов и узлов России и ближнего зарубежья. Под узлом подразумевается система нескольких действующих пассажирских аэропортов, находящихся друг от друга на расстоянии меньше критического. Критерий в 1 час (замеры по гугл-картам с небольшой поблажкой, условно до 65 минут без пробок) взят из тех соображений, чтобы московские аэропорты (Шереметьево, Домодедово, Внуково, Жуковский, Остафьево - да-да, и такой есть) попали в один узел, но при этом в регионах практически ничего не пообъединялось. В итоге помимо Москвы нашлось 7 дуплетов - жутко асимметричные Архангельск, Красноярск, Тюмень, Хабаровск (аэропорт-сателлит совсем мелкий, но функционирующий), и просто асимметричные Киев, Ульяновск и система Владикавказ - Магас (при всем уважении, между осетинским и ингушским аэропортами полчаса езды, и ингуши, если им надо куда-то кроме двух столиц, реально едут в сторону Беслана, откуда сейчас значительно большее количество открытых направлений).
Порог включения зоны охвата в таблицу - пассажиропоток аэропорта или узла более 100 тысяч человек в 2018 году. Таких аэропортов 134: 83 российских, 12 казахстанских, 9 украинских и так далее, но с учетом объединения остается 129 зон (минус второй киевский, Магас и три из 4 крупных московских). Поскольку население повсеместно оценивалось на момент 1 января 2018, взяты наиболее актуальные данные о потоках из имеющихся в доступе: в лучшем случае - за январь-декабрь 2018, если нет - за январь-декабрь 2017, если и их нет - приблизительная дооценка по ошметкам информации за 2013-2016 годы (особенно погуглить пришлось по Узбекистану и Туркмении).
Население - в большинстве случаев из официальных источников (госкомстатов разных стран). Для вахтовых поселков Сабетта, Бованенково и Талакан - информация из СМИ, по вышеуказанным -станам пришлось прибегнуть к просчету по пропорции от более древних данных вплоть до 1989, но понимая, насколько это неточно, округлил до 100 тысяч. "Кванты" учета населения - города / горсоветы (городские округа), районы и их половинки (если явно делится на две сопоставимые части, брал 1/2 района, если нет - округлял до целого, либо брать, либо не брать). В итоге все полученные цифры округлены до 5-10-20-100 тысяч, условно до 1%-ной погрешности, для различных диапазонов населения.
Полные размеры всех табличек-картинок - по клику. В первой из них приведены составы рассчитанных зон охвата:

Эта же таблица в копирабельном виде (без последней колонки):
[Spoiler (click to open)]
Место | Место по стране |
Гос-во | Аэропорт / узел | Население, тыс. (2018) |
Пассажиро- поток, млн |
Поток / / население |
1 | 1 | Рос | Москва (узел) | 19500 | 97,54 | 5,0 |
2 | 2 | Рос | Санкт-Петербург | 6300 | 18,12 | 2,90 |
3 | 1 | Узб | Ташкент | 4800 | 3,50 | 0,75 |
4 | 1 | Укр | Киев (узел) | 4400 | 15,42 | 3,5 |
5 | 2 | Узб | Фергана | 3000 | 0,10 | 0,05 |
6 | 3 | Узб | Самарканд | 2900 | 0,50 | 0,15 |
7 | 1 | Азер | Баку | 2820 | 4,43 | 1,55 |
8 | 1 | Каз | Алматы | 2760 | 5,69 | 2,05 |
8 | 1 | Бел | Минск | 2760 | 4,54 | 1,65 |
10 | 1 | Тадж | Душанбе | 2700 | 1,34 | 0,50 |
11 | 3 | Рос | Ростов-на-Дону | 2360 | 3,24 | 1,35 |
12 | 4 | Рос | Самара | 2260 | 3,09 | 1,35 |
13 | 5 | Рос | Екатеринбург | 2220 | 6,10 | 2,75 |
14 | 4 | Узб | Ургенч | 2100 | 0,15 | 0,05 |
15 | 6 | Рос | Нижний Новгород | 2080 | 1,14 | 0,55 |
16 | 2 | Укр | Харьков | 2020 | 0,96 | 0,50 |
17 | 1 | Арм | Ереван | 1990 | 2,69 | 1,35 |
18 | 7 | Рос | Новосибирск | 1970 | 5,91 | 3,0 |
19 | 3 | Укр | Львов | 1800 | 1,60 | 0,90 |
20 | 2 | Каз | Шымкент | 1740 | 0,81 | 0,45 |
21 | 8 | Рос | Челябинск | 1700 | 1,66 | 1,00 |
22 | 1 | Молд | Кишинев | 1680 | 2,83 | 1,70 |
23 | 1 | Груз | Тбилиси | 1670 | 3,81 | 2,30 |
24 | 4 | Укр | Днепр | 1620 | 0,40 | 0,25 |
25 | 1 | Кирг | Бишкек | 1610 | 2,08 | 1,30 |
26 | 5 | Узб | Бухара | 1600 | 0,20 | 0,15 |
27 | 9 | Рос | Волгоград | 1580 | 1,15 | 0,75 |
28 | 10 | Рос | Казань | 1550 | 3,14 | 2,05 |
29 | 5 | Укр | Одесса | 1470 | 1,45 | 1,00 |
29 | 11 | Рос | Уфа | 1470 | 3,24 | 2,20 |
31 | 12 | Рос | Краснодар | 1440 | 4,17 | 2,90 |
32 | 13 | Рос | Омск | 1430 | 1,11 | 0,80 |
33 | 14 | Рос | Махачкала | 1390 | 1,29 | 0,95 |
33 | 2 | Кирг | Ош | 1390 | 1,40 | 1,00 |
35 | 15 | Рос | Воронеж | 1380 | 0,77 | 0,55 |
35 | 15 | Рос | Красноярск (узел) | 1380 | 2,62 | 1,90 |
37 | 17 | Рос | Пермь | 1340 | 1,53 | 1,15 |
38 | 18 | Рос | Саратов | 1310 | 0,43 | 0,35 |
39 | 19 | Рос | Минводы | 1290 | 2,41 | 1,85 |
40 | 2 | Тадж | Худжанд | 1280 | 0,60 | 0,45 |
41 | 6 | Укр | Херсон | 1190 | 0,15 | 0,15 |
42 | 20 | Рос | Владикавказ - Магас | 1180 | 0,69 | 0,60 |
42 | 3 | Каз | Нур-Султан | 1180 | 4,50 | 3,8 |
44 | 21 | Рос | Ижевск | 1150 | 0,35 | 0,30 |
45 | 22 | Рос | Грозный | 1130 | 0,46 | 0,40 |
45 | 7 | Укр | Ивано-Франковск | 1130 | 0,11 | 0,10 |
45 | 1 | Лат | Рига | 1130 | 7,06 | 6,2 |
48 | 23 | Рос | Симферополь | 1120 | 5,15 | 4,6 |
49 | 1 | Турк | Ашхабад | 1100 | 2,45 | 2,25 |
50 | 2 | Азер | Гянджа | 1090 | 0,35 | 0,30 |
51 | 24 | Рос | Иркутск | 1070 | 2,21 | 2,05 |
52 | 25 | Рос | Нижнекамск | 1060 | 0,78 | 0,75 |
53 | 26 | Рос | Владивосток | 1040 | 2,63 | 2,55 |
53 | 26 | Рос | Ульяновск (узел) | 1040 | 0,31 | 0,30 |
55 | 28 | Рос | Новокузнецк | 1020 | 0,25 | 0,25 |
56 | 2 | Турк | Мары | 1000 | 0,25 | 0,25 |
57 | 29 | Рос | Чебоксары | 985 | 0,27 | 0,25 |
58 | 8 | Укр | Запорожье | 980 | 0,30 | 0,30 |
59 | 30 | Рос | Тюмень (узел) | 945 | 1,99 | 2,10 |
60 | 31 | Рос | Ставрополь | 920 | 0,39 | 0,40 |
61 | 32 | Рос | Барнаул | 905 | 0,52 | 0,55 |
62 | 3 | Турк | Дашогуз | 900 | 0,20 | 0,20 |
63 | 33 | Рос | Белгород | 880 | 0,46 | 0,50 |
63 | 4 | Каз | Караганда | 880 | 0,25 | 0,30 |
65 | 34 | Рос | Нальчик | 855 | 0,14 | 0,15 |
66 | 35 | Рос | Пенза | 840 | 0,18 | 0,20 |
67 | 1 | Лит | Каунас | 815 | 1,01 | 1,25 |
68 | 36 | Рос | Астрахань | 810 | 0,60 | 0,75 |
68 | 2 | Лит | Вильнюс | 810 | 4,92 | 6,1 |
70 | 37 | Рос | Томск | 785 | 0,63 | 0,80 |
71 | 38 | Рос | Калининград | 780 | 2,15 | 2,75 |
72 | 39 | Рос | Оренбург | 775 | 0,79 | 1,00 |
73 | 40 | Рос | Кемерово | 770 | 0,49 | 0,65 |
74 | 41 | Рос | Хабаровск (узел) | 720 | 2,15 | 3,0 |
75 | 3 | Тадж | Куляб | 705 | 0,10 | 0,15 |
76 | 4 | Турк | Туркменабат | 700 | 0,20 | 0,30 |
77 | 1 | Эст | Таллин | 685 | 3,01 | 4,4 |
78 | 42 | Рос | Киров | 675 | 0,13 | 0,20 |
79 | 43 | Рос | Магнитогорск | 655 | 0,19 | 0,30 |
80 | 44 | Рос | Саранск | 645 | 0,13 | 0,20 |
81 | 45 | Рос | Калуга | 630 | 0,10 | 0,15 |
82 | 46 | Рос | Архангельск (узел) | 605 | 0,97 | 1,60 |
83 | 47 | Рос | Сургут | 580 | 1,76 | 3,0 |
84 | 5 | Каз | Актобе | 555 | 0,39 | 0,70 |
85 | 2 | Груз | Кутаиси | 550 | 0,62 | 1,15 |
85 | 48 | Рос | Улан-Удэ | 550 | 0,38 | 0,70 |
87 | 49 | Рос | Анапа | 540 | 1,49 | 2,75 |
88 | 50 | Рос | Абакан | 525 | 0,22 | 0,40 |
89 | 51 | Рос | Сочи | 505 | 6,35 | 12,6 |
90 | 6 | Каз | Костанай | 465 | 0,15 | 0,30 |
90 | 6 | Каз | Павлодар | 465 | 0,19 | 0,40 |
90 | 6 | Каз | Усть-Каменогорск | 465 | 0,35 | 0,75 |
93 | 3 | Азер | Нахчыван | 435 | 0,50 | 1,15 |
94 | 52 | Рос | Череповец | 430 | 0,15 | 0,35 |
95 | 3 | Лит | Клайпеда | 425 | 0,32 | 0,75 |
96 | 53 | Рос | Геленджик | 420 | 0,29 | 0,70 |
97 | 54 | Рос | Чита | 415 | 0,40 | 0,95 |
98 | 55 | Рос | Мурманск | 400 | 0,94 | 2,35 |
98 | 9 | Каз | Уральск | 400 | 0,25 | 0,65 |
100 | 10 | Каз | Кызылорда | 375 | 0,21 | 0,55 |
101 | 3 | Груз | Батуми | 365 | 0,60 | 1,65 |
102 | 11 | Каз | Атырау | 360 | 0,75 | 2,10 |
103 | 12 | Каз | Актау | 355 | 1,07 | 3,0 |
104 | 56 | Рос | Нижневартовск | 350 | 0,66 | 1,90 |
105 | 57 | Рос | Якутск | 340 | 0,91 | 2,70 |
106 | 58 | Рос | Сыктывкар | 310 | 0,57 | 1,85 |
107 | 2 | Арм | Гюмри | 305 | 0,17 | 0,55 |
108 | 59 | Рос | Благовещенск | 290 | 0,42 | 1,45 |
108 | 60 | Рос | Южно-Сахалинск | 290 | 1,07 | 3,7 |
110 | 61 | Рос | Петропавловск-Камчатский | 265 | 0,70 | 2,65 |
111 | 62 | Рос | Братск | 255 | 0,12 | 0,45 |
112 | 63 | Рос | Норильск | 200 | 0,50 | 2,50 |
113 | 64 | Рос | Новый Уренгой | 115 | 0,97 | 8,4 |
114 | 65 | Рос | Магадан | 110 | 0,39 | 3,5 |
114 | 65 | Рос | Ханты-Мансийск | 110 | 0,31 | 2,80 |
116 | 67 | Рос | Ноябрьск | 105 | 0,20 | 1,90 |
117 | 5 | Турк | Туркменбашы | 100 | 0,40 | 4,0 |
118 | 68 | Рос | Салехард | 85 | 0,30 | 3,5 |
119 | 69 | Рос | Нерюнгри | 75 | 0,12 | 1,60 |
120 | 70 | Рос | Когалым | 65 | 0,14 | 2,15 |
121 | 71 | Рос | Надым | 45 | 0,20 | 4,4 |
121 | 71 | Рос | Усинск | 45 | 0,16 | 3,6 |
123 | 73 | Рос | Мирный | 35 | 0,34 | 9,7 |
123 | 73 | Рос | Нарьян-Мар | 35 | 0,18 | 5,1 |
123 | 73 | Рос | Сабетта | 35 | 0,37 | 10,6 |
126 | 76 | Рос | Анадырь | 20 | 0,10 | 5,0 |
127 | 77 | Рос | Бованенково | 5 | 0,13 | 26 |
127 | 77 | Рос | Игарка | 5 | 0,28 | 56 |
127 | 77 | Рос | Талакан | 5 | 0,27 | 54 |
Стоит сразу подчеркнуть, что зоны охвата аэропортов - это не агломерации! Где-то они совпадают, но чаще всего шире или уже их. К примеру, Курумоч стоит на полпути между Самарой и Тольятти, часовая зона охватывает их, захватывает даже глубинную Елховку, но не захватывает Новокуйбышевск, который стоит вплотную к Самаре. Новороссийск чуть ли не по живому разрезан между зонами аэропортов Анапы и Геленджика (но все-таки сам город отнес к Геленджику, а остатки городского округа - пополам). Но при этом - что в конкретном случае важнее - выдержано единообразие. Больше часа езды - давай, до свидания.
Из занятного: зоны Минска и Алматы отличаются в пределах погрешности; Каунас чуть выше прижатого к границе Вильнюса.
И наконец то, ради чего все это затевалось - своеобразный показатель эффективности: отношение пассажиропотока к населению часовой зоны охвата. В лидерах - вахтовые поселки, но даже их обогнала Игарка (как 5-тысячный город без пригородов и без нефти-газа может нагенерить 280 тысяч пассажиров в год, уму непостижимо). UPD: пояснили про нефть в Игарке, тогда все понятно. Среди крупняка впереди все-таки Сочи. Кстати, для него сделано следующее допущение: в зону охвата аэропорта Адлера фактически попадает абхазкая Гагра с районом, но не попадает самый север города (Лазаревское и окрестности), но так как они примерно равны по населению, взял просто цифры по Большому Сочи. Рига, Вильнюс, Москва, потом наиболее крупные хабы. А на последних местах - среднеазиатские аэропорты: зона охвата Ферганы - 3 миллиона человек, но пассажирский поток еле-еле дотягивается до 100 000 по моим прикидкам (в СМИ вообще только цифра в 70 000 на 2013 год фигурирует). Причем соседний киргизский Ош куда успешнее, вот что ЕАЭС животворящий делает.
Таблицы с сортировкой по пассажиропотоку и по отношению потока к населению (кстати, цветами подкрашены Россия, пять -станов и 9 остальных республик от Эстонии до Азербайджана):


Ну и как же без карты? Вот она! Но на этот раз - по последнему из перечисленных показателей (а диаметр значков - по пассажиропотоку). Да, еще одна причина того, что обновления прошлогодней карты с самолетиками не будет - не могу найти векторный исходник :-(

С подписями на Кавказе и в Средней Азии помучиться пришлось, но вроде бы понятно, что к чему. Зато на карте видны главные белые пятна - с тундрой-тайгой Сибири и степями-пустынями Туркестана все явно, но также налицо эффект "черных дыр" - Москвы и Киева. Стрельнувшая в прошлом году Калуга на этом фоне несколько удивительна.
Традиционно зазываю целевую аудиторию -
Надеюсь, хоть кому-нибудь это окажется полезным.
P.S. В комментариях заметили, что перепутал местами потоки у Днепра и Запорожья.
Journal information